Сунженский районный суд

О суде

Судебная система Ингушетии имеет богатую историю. Суд обычного права мехк-кхел действовал в Ингушетии с глубокой древности. Со времени принятия ингушами ислама в начале Х1Х в. в Ингушетии также существовали шариатские суды. После включения Ингушетии в состав России, Российской администрацией в Ингушетии создавались различные суды, стараясь приблизить судопроизводство Ингушетии к судопроизводству Российской империи. После установления в Ингушетии советской власти и образования Горской Республики был создан единый Главсуд для всей Горской Республики.

7 июля 1924 г. Горская автономная республика распалась и была образована Ингушская автономная область. 1 августа 1924 г. был образован Областной суд Ингушской АО.

Первым Председателем Ингушского Обл-суда стал известный революционный деятель Юсуп Тохович Албогачиев. С этого времени ведется отсчет истории Верховного Суда Ингушетии.

6 мая 2004 г. Парламент Ингушетии принял постановления за № 125 «О дате образования судебной системы в Республике Ингушетия», которым установил 1 августа Днем образования судебной системы Ингушетии.

Указом Президента Республики Ингушетия за № 100 от 4 июня 2004 г. 1 августа – День образования судебной системы в Республике Ингушетия – установлен праздничным днем. В Российской Федерации впервые в системе судебной власти день образования судебной системы признан праздничным днем в нашей республике.

Автор книги «История развития судебной системы Ингушетии» Н.Д. Кодзоев отмечает: «Большое значение при судебном разбирательстве по адату имела присяга» «Лицо, подозреваемое в совершении преступления, могло «очиститься» присягой.»» присяга считалась доказательством невиновности, если вместе с подозреваемым в преступных действиях лицом присягу давали уважаемые в обществе люди из рода подозреваемого – соприсяжники». «Присяга у ингушей, – отмечает ингушский исследователь Х1Х в. Ч.Э. Ахриев, – употребляется во всех уголовных, а также иногда и в гражданских делах».

О подобных присягах у ингушей упоминает исследователь XVIII в. Я. Потоцкий.Ч.Э. Ахриев приводит несколько образцов присяг у ингушей: «Так, например, если у кого пропадет бык, тот требует от заподозренного очистительной присяги, мало того, при этом должны присягать еще несколько соприсяжника в том, что он, подозреваемый, действительно не виноват в данном воровстве. Если же подозревается не одно лицо, а несколько, то от каждого из них требуется тем же порядком клятва с компанией. В результате выходит, что по поводу пропажи какого-то быка или овцы, десятки ни в чем не повинных лиц вынуждены бывают напрасно произносить имя Бога, что по понятиям всех горцев составляет великий грех. А между тем уклониться от присяги нет никакой возможности, так как по обычаю отказывающийся от нее признается виновным в совершении именно того преступления, по которому требуется от него присяга.

Наконец, был до последнего времени  обычай – присягать перед часовней какого-нибудь святого. Происходило это таким образом: дававший присягу, вместе с соприсяжниками, назначенными медиаторским судом, являлся к указанной истцом часовне и там, в присутствии последнего и его родственников, сняв с себя шапку и подняв глаза к небу, произносил следующее заклинание: «Если я повинен в том, в чем подозревает меня такой-то (имярек), то пусть накажет меня и моих родственников вот этот святой (называет по имени святого, которому посвящена часовня) и все святые; да лишусь я потомства, если говорю неправду и пр.» Соприсяжники повторяли за ним те же слова».

Присяга у святилища «совершалась преимущественно по предложению суда медиаторов или посредников (третейских судей). К ней прибегали в крайних случаях, когда все прочие средства (просьбы, увещевания, присяга у каша и.т.) были исчерпаны». Вера в святость и могущество святого (ццу) была так сильна, отмечает Б.К. Далгат, «что присягающий, если хоть немного не был уверен в своей правоте, ни за что не решался на присягу у святилища и весь дрожал от страха перед карой божественного ццу».

Также ни за что не решались принести ложную клятву и родственники подозреваемого. «Если родственники знали, что подозреваемый действительно виновен, то ни за что не присягали за ним и всегда умоляли его лучше сознаться в своей вине, чем подвергать себя и всех их великому несчастью. Они предпочитали собственное разорение и обещали ему, если он сознается, принять на себя уплату искомого имущества или возмездие за преступление». На принявшего ложную присягу ингуши смотрели как на проклятого Богом и всеми святыми. Ч.Э. Ахриев отмечает, что встречу с таким человеком «считали знаком несчастья, потому путники, узнав на дороге, что им предстоит встреча с таким присягателем, переменяли направление или же возвращались домой»

Верховный Суд Республики Ингушетия – образован Указом Президента Республики Ингушетия «Об образовании Верховного Суда Республики Ингушетия» от 5 мая 1994 года №150 в соответствии со статьями 2, 54, 73-85 Конституции Республики Ингушетия.

Телефоны

Телефон: (8734) 72-26-42 (помощник председателя), (8734) 72-21-17 (администратор), (8734) 72-13-30 (общий отдел),

Почта: sunja_sud@mail.ru

Официальный сайт

Официальный сайт Сунженского районного суда — http://sunja.ing.sudrf.ru

График работы

Понедельник-четверг с 9.00 до 18.00, пятница с 9.00 до 17.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00, суббота, воскресенье – выходные дни

Адрес

386203, Республика Ингушетия, г. Сунжа, ул. Комсомольская, д. 79

В других городах

Оцените работу:
( Пока оценок нет )
Районные суды России